Законы торговли/от Анастасии Палевой

Сохранено: Анастасия Палева in Госрегулирование

Tagged in: Untagged 

Анастасия Палева

 

«Закон о торговле убьет рынок, уничтожит частный бизнес и приведет к дефициту товаров» - такие «экспертные» мнения звучали в ведущих средствах массовой информации по поводу принятия нового закона. Безусловно, такие прогнозы не несут в себе конструктивного элемента, а отражают субъективный взгляд бизнеса, испугавшегося жестких санкций за нарушение требований закона. Разработчики закона же уверены в необходимости установления общих правил в торговле, давно принятых в развитых странах мира. Мировой опыт развития законодательства в этой сфере показывает положительные результаты его применения. Если бизнес в России противится закону, значит он заинтересован в ситуации произвола и безнаказанности. В этой связи сложно говорить об ответственности бизнеса в России, направленности его деятельности на экономическое развитие страны. Похоже, что российские монополисты привыкли получать сверхприбыль и не заботиться о качестве, цене товара и потребителях.

В рыночной экономике крупные компании всегда стремятся к расширению своего влияния и уничтожению свободной конкуренции, монополизации производства. Так монополисты устанавливают цены и правила игры на рынке, дискриминируя остальных участников рынка и ущемляя интересы потребителей. Введением жесткого регулирования цен экономику не поднимешь, здесь нужны более тонкие механизмы, регулирующие концентрацию капитала и конкуренцию на рынке. Так, закон о торговле не вводит прямого государственного регулирования цен, а создает благоприятные условия для установления справедливой цены.

В этой связи долгожданное принятие закона о торговле – важнейший шаг вперед на пути к цивилизованному рынку и интенсивному развитию экономики России. Ведь с его принятием решается ряд задач (антимонопольного регулирования), направленных на борьбу с злоупотреблением компаний, занимающих доминирующее положение на рынке.

Начиная с 2005 года государственные структуры, среди которых оказались Министерство промышленности  и торговли, Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), бились над вопросом, каким должен стать федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

Значимость принятия этого нормативно-правового акта, во-первых, означает стремление властей законодательно урегулировать взаимоотношения в этой сфере. Правительству и подчиненным ему ведомствам можно поставить памятник уже за начало работы в этом направлении. Безусловно, единовременно такую масштабную задачу не решить, поэтому пробелы и недоработки в законе неизбежны. Закон вступил в силу 1 февраля 2010 года, а ведомства, ответственные за его реализацию, уже заявляют о необходимости внесения поправок в закон. Многие напрасно негативно восприняли эту инициативу властей. Только осуществляя постоянный мониторинг применения и развивая правоприменительную практику закона, совершенствуя не эффективно работающие положения, можно добиться видимых результатов от принятия закона.

Следует подчеркнуть, что закон не просто регулирует деятельность участников торговли, он направлен на пресечение дискриминации и ущемление прав субъектов рынка. Ограничение  деятельности торговых сетей не является целью закона о торговле, как пишут многие СМИ. Целью является защита участников рынка от злоупотреблений компаний, пытающихся монополизировать рынок.

Закон о торговле направлен на снижение цен. В этом и заложено антимонопольная составляющая закона. Механизм формирования цены скрывается в непрозрачных отношениях в товаропроводящей цепочке от производителей продовольственных товаров до торговых сетей. То есть, исключив дискриминационные практики торговых сетей по отношению к производителям, а именно уничтожив практику взимания бонусов и платы за вход в сеть и другие выплаты, можно реально снизить цены. Ведь себестоимость товара всегда значительно меньше стоимости продукта в супермаркете.

Во-вторых, принятие закона о торговле даже в его первом варианте решает многие задачи. В законе предусмотрены меры для устранения недобросовестной практики торговых сетей, которые они применяют по отношению к поставщикам, предусмотрены меры, направленные на сохранение конкуренции на локальных рынках, защиту малого и среднего бизнеса в торговле, а также защиту участников рынка от  административных барьеров на пути развития бизнеса и давлении крупных торговых сетей на производителей товаров и мелкий бизнес.

Статьи закона указывают на требование к торговым сетям и поставщикам по добросовестному ведению бизнеса, Торговые сети в соответствии с новым законом теряют право брать с производителей какие-либо бонусы (в том числе за вход в торговую сеть), кроме как за объемы продаж. Таким образом, закон о торговле создаст дополнительные возможности для защиты товаропроизводителей от недобросовестной практики торговых сетей.

Тем не менее несчастия торговли в России не ограничиваются монополизмом торговых сетей. Большая доля жалоб поступает на органы власти, часто препятствующих развитию конкуренции в торговле. После 70 лет регулирования экономики мы открыли рынок и до сих пор считали, что свободная торговля – это двигатель прогресса. Как результат получили жестко замонополизированный рынок. Не изучив мировой опыт, мы довели страну до того, что нас стали окружать только «ножки Буша» и товары «Made in China». Самый популярный ответ на вопрос «Почему мы ничего не производим?» - дорогая рабочая сила. На самом деле это не корень проблемы. Причина этого кроется не только в давлении крупных торговых сетей на производителей товаров и небольших компаний, но и в большом количестве административных барьеров на пути развития бизнеса. В этой связи большим плюсом закона является статья 15.

Органам власти согласно закону о торговле запрещается принимать нормативно-правовые акты, содержащие установление запретов или ограничений свободного перемещения товаров, введение ограничений продажи товаров, понуждение кого-либо к заключению договоров поставки товаров с какими-либо хозяйствующими субъектами, установление ограничений выбора поставщиков или торговых сетей, дискриминацию в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Административная ответственность

Никакие требования закона не будут работать без установления санкций за их нарушение. Поэтому задача законодателя на этом этапе грамотно определить и установить законодательно ответственность за нарушения  требований недавно принятого закона.

Закон о торговле декларирует наступление гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за нарушение требований закона в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 21). При этом ни в Уголовном кодексе, ни в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ) ответственность за нарушение законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности еще не установлена.

В связи с этим встала необходимость внесения изменений в КоАП РФ. Сейчас проект поправок находится на согласовании в профильном комитете Государственной Думы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству. Чиновники обещают, что поправки обязательно примут к моменту окончания переходного периода.

Надо сказать, что вопрос о сумме штрафа за нарушение закона породил не меньше дискуссий, чем сам закон. Сложность в том, как правильно обозначить соразмерность санкций за нарушение того или иного требования. Ведь они несут в себе различный ущерб для экономики. Важно установить такой вид наказания, чтобы закон работал и сети боялись его нарушать. Получая сверхприбыль от продаж, всегда легче заплатить штраф, чем действовать согласно букве закона.

Органы власти предлагали различные суммы для уплаты в бюджет: от незначительных штрафов в 10 тысяч рублей до оборотных штрафов за однократное нарушение закона о торговле. В итоге было решено ввести дифференцированные штрафы.

В настоящее время проект, находящийся на рассмотрении Госдумы, предусматривает внесение в КоАП РФ статьи 14.39 «Нарушение законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Максимальный штраф для торговых сетей-нарушителей согласно проекту не будет превышать 500 тысяч рублей за однократное нарушение. ФАС России предлагает повысить его до 1 миллиона рублей.

Согласно законопроекту будут оштрафованы

1)      За включение в договор поставки недопустимых условий должностные лица на сумму от 10 до 50 тысяч рублей, юридические лица – от 100 до 300 тысяч рублей.

2)      За не предоставление информации должностные лица на сумму от 30 до 50 тысяч рублей, юридические лица – от 50 до 100 тысяч рублей.

3)      Незаконное приобретение дополнительных площадей торговых объектов должностные лица на сумму от 10 до 50 тысяч рублей, юридические лица – от 300 до 500 тысяч рублей.

4)      За рецидив (повторное нарушение) на сумму от трех тысячных до трех сотых размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятисот тысяч рублей.

Кому и какой штраф назначать за нарушение норм закона о торговле согласно законопроекту будет решать ФАС России, так как большинство правонарушений относятся к сфере антимонопольного регулирования.

Устанавливать сумму штрафа будут с учетом степени экономического воздействия правонарушения. Не требует доказательств то, что все компании так или иначе отличаются по величине и товарообороту. Здесь законодатель не стремился обложить сети непомерными штрафами, установив достаточно либеральные санкции за нарушения. Даже максимальный штраф для торговой сети по законопроекту не является смертельным для развития бизнеса.

 

Методика расчета долей

Закон о торговле регулирует возможность негативного расширения торговых сетей, результатом которого может стать монополизация региональных рынков. Для этого в законе закладывается очень важная предупредительная мера.  Торговым продовольственным сетям с 25-процентной долей рынка запрещается открывать новые магазины в регионе, в границах муниципального района и городского округа. Для того, чтобы дать контролирующим органам, судам, общественным организациям, хозяйствующим субъектам возможность применения на практике этой нормы антимонопольного законодательства, нужна методика, позволяющая определить долю конкретной торговой сети на рынке субъекта РФ, муниципального образования.

Ещё в январе 2010 года ФАС России представила проект Методики расчета долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, на рынке розничной торговли продовольственными товарами. Предполагается, что рынок получит готовую методику к моменту начала действия соответствующей нормы закона.

Комментарии (2)Add Comment

Написать комментарий
smaller | bigger

busy